Началось сооружение фундамента наземного вестибюля многострадальной станции метро «Адмиралтейская». На первом этапе работ будут установлены 114 буронабивных свай.
«Адмиралтейской» катастрофически не везло десятилетиями. То денег не было, то не удавалось определить местоположение, то не могли прийти к консенсусу проектировщики, заказчики и подрядчики по поводу судьбы дома № 4/1 по Малой Морской. Три года назад (7 марта 2007 года) постановлением № 19-рп по этому адресу «прописали» наземный вестибюль «Адмиралтейской». Но тут же опять появились недовольные. Отсюда надо было переселять 52 семьи собственников и 42 семьи нанимателей государственного жилья.
читать дальшеЭтот непростой вопрос решался почти два года. Наконец-то кого-то переселили в Приморский, Красногвардейский и Фрунзенский районы, девять семей согласились получить выкупную стоимость жилых помещений, а ещё девяти семьям собственников жилья выкуп был выплачен в судебном порядке. Летом прошлого года КГИОП взмахнул зелёным флажком: «Ломай!». Но едва строители развернулись — новая команда: «Остановить снос дома».
Месяца через три продолжили разборку старого здания. Разломали, вывезли хлам, и тут новая незадача: несущая стена оставшегося дома оказалась, в сущности, обычной перегородкой толщиной в один кирпич. Пришлось профессионалам СМУ-11 «Метростроя» укреплять эту некондиционную стенку, утеплять её, сооружать над ней надёжную крышу.
Теперь небольшая стройплощадка (120 на 80 метров) чем-то похожа на театр. Это вотчина начальника участка СМУ-11 Александра Комиссарова, коллектив которого два с лишним месяца назад сдал в эксплуатацию наземный вестибюль «Звенигородской». Теперь приходится работать на виду у десятка тысяч людей.
Первое, что удивляет на строительной площадке, — железная эстакада, на которую въезжают огромные самосвалы, увозящие горную породу на свалку. Асфальт вокруг эстакады вымыт до блеска. Автопогрузчик с полным ковшом грунта аккуратненько грузит его в кузов самосвала. Чтобы грязь не прилипала к колёсам погрузчика, подъезды к выработанной породе посыпаны опилками. Заполучив свои 40 тонн, самосвал выезжает на Малую Морскую, а потом на Невский.
В подрядчиках у Комиссарова пять строительных подразделений, которым он обязан создать все необходимые условия. Главная нагрузка сейчас ложится на специалистов управления механизации. Это они управляли германской «Авророй», которая за полтора месяца соорудила эскалаторный тоннель для станции «Обводный канал». Теперь этот рекорд надо повторить на «Адмиралтейской». Сюда брошена и другая современная техника. В частности, самодвижущаяся установка «Бауэр» для сооружения фундаментных буронабивных свай. Сто четырнадцать таких конструкций нужно установить для фундамента «Адмиралтейской».
При этом применяется сложнейшая безосадочная технология. Земля при подземных работах не должна сдвинуться даже на толщину волоса. Машинисты (Дмитрий Селезнёв, Александр Васильев, Роман Шепет, Сергей Санкин) — настоящие виртуозы. «Бауэр» аккуратно вдавливает, слегка покручивая, так называемые обсадные трубы (диаметром 102 см) с режущими наплавными устройствами на торце. Эта труба с несокрушимыми «зубами», способная разгрызть любой валун, медленно погружается на 30-метровую глубину. По мере погружения одной трубы на неё устанавливается следующая. Чтобы трубы мягко уходили в землю, вокруг них насосы гонят бентонитовую «смазку», которая к тому же и цементирует грунт.
На ушедшие вглубь трубы монтируются другие механизмы, которые выбирают грунт из трубы. В образовавшийся 30-метровый «стакан» опускается стальная арматура, заливается бетон, и всё — свая готова.
Когда вгонят все сваи и огородят их стальным шпунтом, начнётся сооружение фундамента эскалаторного тоннеля. С помощью экскаваторов грунт выберут на десять метров и в котловане начнут монтировать головную (режущую) часть «Авроры».
— В первой декаде апреля мы предполагаем разобраться с фундаментом и займёмся монтажом «Авроры», которую собираемся запустить в августе, — сообщил начальник управления механизации Валерий Кузнецов.
Сдать «Адмиралтейскую» планируют в конце 2011-го, в год 70-летия «Метростроя». Но сложностей много. Работы ведутся под жёстким контролем ряда организаций, в том числе и милиции, которая с автоматами приезжает на стройплощадку около 23:00 с требованиями прекратить любые строительные операции, дабы не нарушать покой граждан.
Зато в подземном вестибюле, мимо которого поезда пролетают уже почти 13 лет, всё давно готово к приёму пассажиров. А через дорогу от «Адмиралтейской», под чётной стороной Невского, находится промежуточная станция на перегоне «Невский проспект» — «Василеостровская». Глядишь, и сюда проложат тоннель от «Адмиралтейской».
Юрий Трефилов, фото Александра Дроздова
По материалам «Санкт-Петербургских ведомостей» посмотреть на яндекс картеmaps.yandex.ru/-/CBXo41RДа, теперь до дворцовой площади будет всего 2 шага.